Anglic

Общие сведния по фонетике английского языка

Краткие сведения о произношении

Помимо морфологии и синтаксиса, имеется особый раздел науки о языке – фонетика, представляющий собой учение о звуковой системе и звуковых изменениях языка.

Звуковая сторона любого языка чрезвычайно сложна. Мы не замечаем этой сложности в своём родном языке лишь потому, что он для нас привычен. Мы не обращаем внимания на то, как мы произносим отдельные слова, не замечаем того, что одна и та же буква передаёт в различных условиях качественно различные звуки.

Так, например, буква о в словах ввоз и вывоз передаёт различные звуки. В первом слове, находясь под ударением, она передаёт звук [о]; во втором, находясь в неударном слоге, она передаёт неясный звук, средний между [ы] и [а].

Буква д в слоге город, находясь в конце слова, передаёт глухой звук [т]. Эта же буква в слове городок передаёт звук [д]. Осознаём мы эти особенности лишь тогда, когда изучаем фонетику русского или какого-нибудь иностранного языка. В этом последнем случае мы сталкиваемся с тем, что наши произносительные навыки отличаются от произносительных навыков народа, язык которого мы изучаем. Перенесение своих языковых навыков на произнесение слов чужого языка часто приводит к искажению смысла слова и мешает пониманию. Так, например, оглушение конечных согласных в русском языке не отражается на смысле слова (хлеб, свод), в английском же оглушение конечных согласных часто влечёт за собой изменение смысла, так как имеются слова, разница в значении которых зависит исключительно от звонкого или глухого звука в конце слова. С другой стороны, смягчение согласных изменяет смысл русского слова (кров, кровь), но не имеет значения в английском языке.

Кроме того, в английской звуковой системе имеется ряд звуков, совершенно отсутствующих в русском языке и требующих поэтому особой тренировки для произнесения их русскими учащимися.

Органы речи

Звуки речи образуются при прохождении воздушной струи, выдыхаемой лёгкими, через полость рта или через полость носа.

В полости рта воздушная струя может не встретить никаких препятствий. В таком случае выходящий воздух вызывает дрожание голосовых связок и образуются звуки, которые мы называем гласными. Звуки, образуемые путём преодоления воздушной струёй какого-либо препятствия, созданного тем или иным органом речи, называются согласными.

Для правильного произнесения английских гласных и согласных звуков необходимо ознакомиться с работой органов речи.

Органы речевого аппарата можно подразделить на три группы:

  1. подвижные органы речи
  2. неподвижные органы речи
  3. резонаторы

I. Подвижные органы речи

1. Губы. Губы принимают участие в образовании гласных звуков. Они могут втягиваться, округляться или растягиваться, придавая звуку различный оттенок. Губы могут смыкаться или размыкаться, принимая участие в образовании согласных звуков.

Английские звуки /p/ и /b/, так же как и соответствующие им русские [п], [б], образуются при размыкании губ. При сомкнутых губах струя воздуха не может выйти через рот, и воздух идёт через нос. В этом случае получается звук /m/.

2. Язык — самая подвижная часть речевого аппарата. Благодаря своему строению он может втягиваться и вытягиваться, подниматься и опускаться, распластываться и сжиматься. Верхняя поверхность языка — спинка — разделяется на три части: переднюю, среднюю и заднюю. Касаясь разными частями своей поверхности той или иной части полости рта, язык создает препятствие для прохождения струи воздуха.

Так, например, при произнесение английских /t/ и /d/ тупой конец языка поднимается и образует полную преграду, соприкасаясь с альвеолярной выпуклостью.

Язык участвует в образовании гласных и согласных звуков.

3. Голосовые связки играют очень важную роль в произнесении как гласных, так и согласных звуков. Они могут натягиваться и ослабляться, смыкаться и размыкаться. В зависимости от их напряжения согласные звуки могут быть произнесены голосом или шёпотом.

4. Мягкое нёбо является продолжением твёрдого нёба и представляет собой заднюю границу полости рта. Конец мягкого нёба — маленький язычок — может опускаться и подыматься как бы в виде занавески и создавать преграду для выхода воздушной струи в носовю полость или полость рта. Так, например, при произнесении /k/ и /g/ задняя часть языка касается мягкого нёба, маленький язычок поднят, и вход в носовую полость закрыт.

II. Неподвижные органы речи

1. Зубы вместе с подвижными органами речи участвуют в образовании согласных звуков. Щель, образованная краем верхних зубов и наружной поверхностью нижней губы, создаёт условия для произнесения звуков /f/ и /v/.

2. Альвеолы — выпуклые части дёсен, в которых помещаются корни верхних зубов. При образовании английских /t/, /d/, /n/, /l/ кончик языка прижимается к альвеолам.